Правила пользования

Западно-Казахстанская областная универсальная научная библиотека им. Ж. Молдагалиева

1 .Общие положения

1.1. Настоящие Правила пользования ОУНБ им. Ж. Молдагалиева разработаны в соответствии с Законом о культуре РК, Правилами пользования библиотеками, утвержденного Министерством культуры Республики Казахстан (2002г. 8.05. №118 приказом) и Уставом ОУНБ им. Ж. Молдагалиева
1.2. Библиотека является культурно-просветительным и научно-информационным учреждением, организующим общественное пользование книгами, другими произведениями печати, рукописями, аудио видеозаписями и иными материалами, составляющими фонды библиотек
1.3. Библиотека призвана обеспечить наиболее полное и эффективное комплектование, использование и сохранность своего фонда в целях всемерной помощи обществу в раскрытии внутренних возможностей его членов для экономического, социально-политического и духовного развития, содействовать распространению и укреплению в обществе прогрессивных идей и гуманных идеалов, выработанных человечеством, используя свои возможности для обеспечения информированности членов общества о существующем плюрализме мнений в научной, производственной и общественной сфере, акцентируя приоритет общечеловеческих идеалов и целей.
1.4. Фонд библиотеки — составная часть единого библиотечного фонда Республики Казахстан и находится под охраной государства.
1.5. Право пользования библиотекой имеют граждане, достигшие 16 лет.
1.6. Пользование библиотекой бесплатное. Отдельные виды работ и дополнительных услуг и размер их оплаты определяются в установленном порядке «Положением о платных услугах» ОУНБ, составленном на основе Бюджетного кодекса РК, Закона РК «О республиканском бюджете».

2.Права и обязанности пользователей библиотеки

2.1 Пользователи имеют право:
— Пользоваться библиотекой независимо от места проживания, учёбы, работы.
— Получать во временное пользование произведения печати и мультимедийные издания, пользоваться информационными и электронными услугами, предоставляемыми библиотекой в читальных залах и через Интернет, а также получать произведения печати по межбиблиотечному абонементу и электронной доставке документов из других библиотек (за счёт пользователей).
— Пользоваться справочно-библиографическим и информационным обслуживанием и другими видами бесплатных услуг, оказываемых библиотекой.
— Принимать участие во всех мероприятиях

2.2. Правила записи читателей

— Для записи в библиотеку граждане предъявляют удостоверение личности или паспорт, справку с места работы или учёбы и сообщают другие сведения, необходимые для оформления регистрационной карточки.
— Обслуживание пользователей производится по читательскому билету, который запрещается передавать другому лицу.
— В случае утери, билет восстанавливается, оплачивается его стоимость.
— При записи в библиотеку пользователь должен ознакомиться с Правилами пользования библиотекой и поставить свою подпись на регистрационной карточке об их выполнении.

2.3. Пользователи обязаны:

— Бережно относиться к произведениям печати, мультимедийным и иным документам, полученным из фондов библиотеки, не делать на них никаких пометок, не вырывать и не загибать страниц, не выносить из библиотеки.
— Не нарушать расстановку фондов в отделах с открытым доступом, вынимать карточки и разделители из каталогов и карточек,
— Предъявлять читательский билет при входе в библиотеку, при заказе и получении документов, а также по требованию сотрудников библиотеки.
В случае утери читательского билета или контрольного листка заявить об этом ответственному дежурному или дежурному библиотекарю.
— При получении документов читатель должен тщательно их просмотреть и в случае обнаружения дефектов сообщить об этом библиотекарю, который обязан сделать на них соответствующие пометки, в противном случае читатель несет материальную ответственность за испорченный инвентарь.
— Бережно обращаться с компьютерным оборудованием, предоставленным им для работы.
— При сбоях в работе с компьютером обращаться к дежурному консультанту. Самостоятельное изменение любых аппаратных и программных конфигураций компьютера является незаконным.
— Соблюдать нормы и правила пользования библиотекой.

2.4. Пользователю запрещается:

— выносить документы из помещения Библиотеки, если они не записаны в электронном читательском формуляре или других учетных документах;
— наносить ущерб справочному аппарату Библиотеки (делать на карточках пометки, изымать или переставлять карточки из каталогов и картотек);
— передавать читательский билет в пользование другому лицу;
— самостоятельно вносить изменения и исправления в читательский билет, каталоги, картотеки, базы данных;
— нарушать порядок расстановки литературы в фонде открытого доступа;
— наносить ущерб мебели и другому имуществу Библиотеки;
— предпринимать любые действия, которые могут вызвать нарушение целостности документов из фонда Библиотеки, их порчу или изменение внешнего вида (делать на документах пометки, подчеркивать, загибать страницы, портить переплет, вырывать или резать страницы из документа и др.);
— при работе на компьютере Библиотеки менять настройки, устанавливать программное обеспечение, просматривать не принадлежащие Библиотеке мультимедийные продукты;
— приносить в Библиотеку и пользоваться средствами оргтехники, не принадлежащими Библиотеке (сканеры, факсы, портативные копиры);
— самостоятельно копировать информацию на свой электронный носитель. Копирование информации с компьютеров Библиотеки на диски, дискеты, флеш-карты и другие съемные носители информации пользователя производится библиотекарем-консультантом через специальную системную папку;
— входить в служебные помещения, пользоваться служебными телефонами;
— Вносить большие сумки, дипломаты, рюкзаки, папки, портфели, пакеты. Размер сумок, разрешенных для вноса — не более 20x30x7 см.
— нарушать этические нормы поведения, приставать, оскорблять сотрудников Библиотеки и посетителей, грубить, создавать помехи процессу обслуживания;
— вести разговоры по мобильному телефону в читальных залах, создавать шум, мешающий работе других пользователей;
— принимать пищу и курить в помещениях Библиотеки;
— приходить в Библиотеку в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, употреблять алкогольные напитки и наркотические средства в помещении Библиотеки.

2.5. Читатель несет ответственность

— В случае нанесения порчи книжному фонду или иному имуществу библиотеки читатель несет ответственность, предусмотренных Законом РК «О культуре» и в соответствии настоящих Правил.
— Читатель обязан при нанесения ущерба или потери книжного фонда библиотеки возместить ущерб таким же документом, либо заплатить за стоимость реставрации документа, равноценным по содержанию или стоимости документом, при невозможности замены возместить его рыночную стоимость.
— Если читатель отказывается соблюдать данные Правила он теряет право пользования библиотекой.

3.Права и обязанности библиотеки

— В своей деятельности обеспечить реализацию прав пользователей на свободный доступ к информации, предусмотренных Законом РК «О культуре» и осуществлять их обслуживание в соответствии с Уставом Библиотеки и настоящими Правилами.
— Не допускать государственной и иной цензуры, ограничивающей право пользователей на свободный доступ к фондам Библиотеки.
— Информировать пользователей об услугах, предоставляемых библиотекой и условиях их предоставления;
— соблюдать установленный режим работы, а в случае его изменения своевременно оповещать об этом пользователей;
— совершенствовать технологию обслуживания в интересах пользователей;
— повышать комфортность библиотечной среды;
— сохранять конфиденциальность данных о пользователях Библиотеки и их чтении;
— обеспечивать высокую культуру библиотечного обслуживания.
— оказывать помощь читателям при подборе литературы, предоставлять возможность пользоваться каталогами и картотеками, справочно — библиографическим аппаратом, справочным фондом, организовывать книжные выставки и другие мероприятия по популяризации литературы.
— сокращать установленные сроки пользования издании повышенного спроса

Регламент работы библиотеки

  1. Библиотека работает для пользователей с 10.00 до 19.00 без перерыва.
  2. В субботу и воскресенье библиотека работает с 10.00 до 18.00
  3. Виртуальная справочная служба работает круглосуточно.
  4. Последняя пятница каждого месяца – санитарный день.
  5. Выходной день – понедельник.